"Комсомольская правда" рассказывает о становлении в Эстонии системы обязательного страхования автогражданской ответственности.
Комсомольская правда,
26 октября 2004 г.
"Автогражданка" в Эстонии начиналась в общественных туалетах 1677 просмотров
Каждый раз, когда журналисты и автолюбители начинают ругать отечественную "автогражданку", наши страховщики среди прочих оправданий вставляют совет: "Вы посмотрите на Эстонию. Десять лет назад у них начиналось все абсолютно так же". И мы поехали смотреть на Эстонию. Чтобы узнать, что может получиться, когда начинается все, как у нас.
Тарифы отдали частникам Обязательное автострахование в Эстонии появилось в 1993 году. Это был один из шажков в сторону желанной экономики европейской модели, но автовладельцы "горячо ему возмущались". - В смысле митинги были? - спрашиваю эстонского автолюбителя по имени Эро. - Нет, эстонцы не выражают свои чувства так. Но опросы и пресса показывали - народ недоволен. Меж тем многообещающим бизнесом сразу занялись 12 компаний. Для маленькой Эстонии это как для нас - полторы сотни. - У нас можно было столкнуться с агентом, даже приехав на техосмотр, - хвастаем мы. - Да у нас даже в общественных туалетах страховали, - вспоминает исполнительный директор популярной в Эстонии страховой компании Ergo Сергей Вахницкий. Однако после экономического кризиса 1997 года страховщиков в стране осталось всего шесть. Часть разорилась, не справившись с дутостью своего капитала, часть решила просто объединить слабеющие силы... За соблюдением тарифов поначалу следило государство через свой Фонд дорожного страхования. Но спустя пару лет правительство зажмурилось и решилось на рисковый шаг: передать фонд на содержание страховщикам, а без того зарвавшиеся тарифы выпустить из-под контроля вовсе. Опросы показали, что население ждет грандиозной обдираловки. На самом же деле случилось наоборот - тарифы подкорректировала конкуренция, и те заметно упали. И только в последние годы, когда страна настраивалась на евросоюзные стандарты и лимит возмещения имущественного ущерба автовладельцу начал стремительно расти (сейчас он дорос до 102 тысяч евро), полисы начали снова дорожать. Для сравнения, еще в 1996 году водителю, попавшему в аварию, за его разбитую машину могли заплатить не более пяти с половиной тысяч евро.
Полицейский ничего не решает Полицейский Маргус страшно гордится своей служебной машиной, в которой из-за кучи крошечных датчиков и мониторов просто не развернуться. Правда, такие продвинутые автомобили в Таллине есть только у милиции особого назначения, которая чаще занимается спецоперациями. - Вот смотрите. - Маргус наводит камеру на белый "Сааб", припаркованный на стоянке у супермаркета. - Допустим, я хочу узнать, есть ли у владельца машины страховка. Маргус вводит номер и марку машины в компьютер, и через секунду на экране появляется фотокарточка упитанного молодого человека. Ниже указаны дата окончания страховки, описаны две мелкие аварии за последний год и что-то еще на эстонском. - А попадаются вообще незастрахованные машины? - Редко. Ведь если они угодят в аварию, то заплатят фонду шестикратную стоимость страховки. Мы же выписываем штрафы. - Предлагают "оплатить на месте"? - Конечно. Но мне и начальство хорошо платит. Чтобы попасть на это место, я должен был написать доклад-предложение об улучшении дорожного движения. А после пройти громадный конкурс. На аварии же Маргус выезжает редко. По эстонскому закону водители, попавшие в переделку, могут заполнить извещения об аварии самостоятельно. Полицейские же вмешиваются, только когда вина человека спорна. Однако их мнение для страховщиков все равно неопределяющее. Ведь это компания платит деньги, а не полицейский. - По нашему закону тоже вовсе не обязательно при аварии три часа ждать гаишника на дороге, - говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир АНТИПОВ. - Досточно заполнить документы и проехать за подтверждающей подписью на ближайший пост ДПС. Просто многие водители об этом не знают или боятся неправильно составить схему ДТП. Однако к тому, чтобы вовсе обходиться без посредничества ГИБДД, думаю, наша страна еще не готова. Менталитет нашего человека несколько отличается от западного, и жулики воспримут такую свободу как благо.
Никакой "наличности" Компании If в Эстонии принадлежит 37 процентов рынка автострахования. Лидерство приписывается в том числе удачному наследию, фирма заняла позиции ушедшего из страны "Росгосстраха". Несмотря на габариты, в центре возмещения ущерба компании в понедельник вечером заполняли документы человек десять. - Но обычно здесь бывают очереди, с ними ничего не поделаешь, - объясняет сотрудник компании. Работа с царапинами занимает пару минут. Оценщик делает пару снимков и отправляет фотографии в аналитический центр, где все затраты на восстановление автомобиля рассчитает компьютер. - Вводим данные автомобиля, включая год выпуска и количество слоев краски, - объясняет оценщик компании. На экране появляется точная модель авто. - Выделяем квадрат повреждения. Компьютер показывает, какие детали могли здесь пострадать, предлагая выбрать нужные. Дальше получаем раскладку - сколько стоит запчасть и работа по ее установке. Потом мы согласуем эти цены с ремонтниками. В итоге все работы не должны превышать согласованной суммы. "Живых" денег здесь не выдают. Во-первых, это успокаивает автоподставщиков. Во-вторых, исключает обиды со стороны пострадавших: о том, сколько стоит вернуть машину в первоначальное состояние, думают страховщик и сервис-служба, а не водитель.
В Москве пока все иначе. - Нам пока невыгодно переходить на такую форму расчета с пострадавшими, - говорит начальник управления перспективных проектов компании "Спасские ворота" Юрий ПРИЩЕПНЫЙ. - По правилам нашего страхования в каждом страховом случае компания обязана учитывать износ деталей, используемых в восстановительных работах. Автосервисы же, как правило, работают с новыми запчастями. Значит, стоимость ремонта автомобиля в них всегда будет больше страхового возмещения, причитающегося потерпевшей стороне.
"Пробивать" машину можно по мобильному Спустя пять лет после официального начала работы ОСАГО, в Дорожном фонде Эстонии начали строить единую информационную базу автовладельцев, работающую в прямом интернет-режиме. О конкретном автовладельце здесь рассказано практически все, но покопаться здесь может не каждый. Так, любой застрахованный вправе прочитать здесь свой подробный файл. Страховщик - узнать данные об авариях за день и историю неприятностей своего клиента. И только несколько человек фонда могут "гулять" по базе свободно. - Подобная база данных по ОСАГО создается и в нашем Российском союзе автостраховщиков (РСА), - комментирует начальник Управления автострахования ОСАО "Россия" Сергей СИДОРОВ. - Сегодня она уже прошла этап тестирования и вводится в эксплуатацию. РСА планирует подключить к этому все компании, которые занимаются ОСАГО. Но все-таки это долгий и сложный процесс, в котором следует отделять конфиденциальную информацию по клиентской базе от данных, которые необходимы для предотвращения мошенничества. Эстонским автомобилистам база дает еще одну значительную услугу - история машины с доставкой на мобильный телефон. То есть приходит, к примеру, эстонец покупать авто. - Хорошая, говоришь, машина? - спрашивает он продавца. - Три раза ездила. Тут покупатель отправляет эсэмэс-запрос с данными автомобиля на специальный номер и получает, скажем, такой ответ: "18 декабря прошлого года данную "Ауди" переехал грузовик. Сумма ущерба - 50 тысяч крон".
Комментарий специалиста Вице-президент "Росгосстраха" Игорь ИГНАТЬЕВ: До Европы нам далеко - Уровень страховой культуры в России, как показала практика, находится еще на довольно низком уровне по сравнению с Европой. Поэтому сейчас вообще нецелесообразно поднимать вопрос, например, о том, чтобы дать страховщикам право устанавливать тарифы. Но в будущем, когда будет повышено качество самого продукта ОСАГО и налажена система урегулирования убытков, мы тоже вполне можем к этому прийти. Кстати, средний уровень тарифов, принятых в европейских странах, превышает действующий в России в несколько раз (у нас - не более 70 долларов, в Европе - в среднем 300 долларов). Юлия ХРАМОВА, Таллин - Москва.
Вся пресса за 26 октября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Рязанские новости, 20 декабря 2024 г.
Рязанцы стали больше страховать жизнь и здоровье
|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 декабря 2024 г.
Башкирия внесла в Госдуму законопроект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
Независимая уральская газета, 20 декабря 2024 г.
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму проект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Тренд, Баку, 20 декабря 2024 г.
В Азербайджане произведены страховые выплаты по лимонным, мандариновым и апельсиновым садам
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|